Стажировка – вещь весьма относительная и воспринимается индивидуально в зависимости от человека, который проходит стажировку, и от человека, который ее проводит. Для некоторых, стажировка — это уникальный шанс и возможность, для других — невыносимая боль и страдания. Каждый имеет свое видение, основанное на личном опыте. Я все же попытаюсь пересказать свой уникальный опыт о стажировке в Evercode Lab.

Для начала определимся, для чего она задумывалась, и что представляет из себя на данный момент в общей практике HR. Согласно Большой Советской энциклопедии, стажировка — это деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определенного испытательного срока. В Evercode Lab стажировка подразумевает под собой последний вариант, т.е. работа по специальности в течение испытательного срока. Глобальная суть данного процесса — принять на работу не кота в мешке, а человека со знаниями (специалиста), который погрузился в процессы компании и смог продемонстрировать свои навыки.

Спойлер: я успешно прошел стажировку (испытательный срок), но это не значит, что я не могу объективно рассказать о самом процессе. Обещаю быть максимально непредвзятым в ходе повествования.

Поиск

Теперь непосредственно о собственном опыте. На момент поиска работы я только выпустился с магистерской программы ИТМО со специализацией в проектировании информационных систем. Как и большинство студентов, я не обладал достаточно богатым коммерческим опытом, но стремился именно в коммерцию, так как считал, что в ней происходит самое продуктивное развитие себя как специалиста.

Могу сказать, что самое тяжелое — это поиск. Поиск долгий и мучительный. Этот поиск можно сравнить с прогулкой по минному полю, где каждая мина является очередной ожидаемой неожиданностью, т.е. гуляя по минному полю, ты осознаешь возможность подрыва, но если он происходит, то всегда неожиданно. И каждая мина, как эмоциональная бомба, которая пытается сломить тебя, заставить отчаяться и потерять веру в честность и людей. И пускай бы это была подработка, которую ты и воспринимаешь как временный этап на летний период. Тут же ты максимально серьезен. Это все суммируется: твои ожидания, давление, отказы, время и т.д. И вот ты уже словно персонаж картины Айвазовского “Шторм” пытаешься быть не унесенным стихией в открытое море. Но у любой непогоды наступает время развеются…

Начало

В один из самых жарких периодов лета, как назло, меня скосила температура, и мне пришлось на время отложить свои поиски. Лежа в кровати и наслаждаясь теплым летним воздухом доносящимся из окна, неожиданно я получил на мобильный телефон звонок с неизвестного мне номера. Я очень не хотел отвечать, так как просто устал от этих пустых разговоров с HR, но решил всё же ответить. Звонивший представился как мистер К. Он занимался поиском сотрудников для молодой компании в сфере IT. Я решил уточнить область деятельности — услышал: “Блокчейн.” — слава Богу, что не чисто срмщики — разговаривать можно. Дальше было краткое интервью, где мистер К. задавал вопросы, которые должны были помочь ему сформировать представление обо мне не только как о специалисте, но и о личности. Солгу, если не скажу, что меня это сразу подкупило. Многие заметят, что большинство HR действуют шаблонно — механически задают вопросы из списка, с такой же механической точностью выносят решения. Мистер К. же вёл себя иначе: он не просто задавал вопросы, он беседовал, пытался понять, интересовался, выстраивал диалог. Интервьюер позволил мне раскрыться, почувствовать себя свободно и говорить прямо — это было круто.

В конце разговора было сказано ожидать обратной связи в понедельник, в день звонка был конец рабочей недели. После разговора было очень легко, но непонятно почему. Может быть после череды разочарований уже не надеешься?! К моему удивлению, через пару часов мне снова позвонили с того самого “неизвестного” номера. Я ответил — в понедельник к 11 утра быть в офисе.

Лицом к лицу

Я очень нервничал. Странно, хотя до этого был очень спокойным вплоть до выхода из дома, может быть это сказывалась температура, которая лишь недавно понизилась. Я шел навстречу первому рабочему дню. Возле офиса меня встретил мистер К., который ввел меня в курс дела и рассказал обо всем, что мне нужно было знать. Все же температура не была виновата, я просто нервничал, так как на вопрос: «Есть ли вопросы?», я ответил: «нет», хотя они были.

Мы поднялись на пятый этаж в небольшом, но весьма симпатичном бизнес-центре, затерявшемся среди исторической застройки Центрального района Санкт-Петербурга. Подойдя к двери с номером 40, К. достал ключ и сделал два полных оборота в замочной скважине. Многие говорят, что работа должна приносить удовольствие, я же склонен с ними не согласиться. Но если уж и страдать, то в хорошем офисе. Это было просторное светлое помещение с двумя комнатами и огромными панорамными окнами в пол — мой внутренний эстет ликовал. Было видно, что хоть офис и был уютным, но еще достаточно пустым, словно только вчера заехали. В одной из комнат стояла барная зона с фруктами, снэками, холодильником и зерновым кофейным аппаратом. Мне предложили занять любой стол на свое усмотрение, я выбрал слева у стены.

Процесс

После всех формальностей К. провел мне экскурс в историю компании, познакомил с кейсами и объяснил суть моих задач на ближайший двухмесячный период. Оказалось, что я был первым сотрудником в возродившейся компании. Я до этого работал в компаниях, которые только начинали свою деятельность, но никогда в компании-феникс.
Хотя я и связан со сферой IT, но осознанно не занимался программированием. Я был типичным теоретиком, но К. мне сразу сказал, что пора становиться практиком, и что за эти два месяца мне предстоит начать постигать азы кодинга, параллельно выполняя свои основные менеджерские задачи: обработка требований, планирование, общение с клиентом и т.д.

Мистер К. оказался многоруким человеком. Он был не только HR-ом, но и менеджером, директором и программистом, а впоследствии оказался наставником и хорошим учителем, который сходу бросил меня в пучину. Я говорил о своем мандраже, но как только началась работа — все пропало, я влился в этот ритм и атмосферу. Моя эмоутогальная часть осознала, что вот оно — то самое место, где можно работать и развиваться, но тут же пришла логика со своими вопросами.

Как миллениал, я был очень осторожным в плане работодателей, так как имея доступ к информации — можешь узнать о кейсах с обманами, невыплатами зарплаты, рабстве и т.д. Не хотелось бы тратить свое время на очередную ложь, хочется чувствовать спокойствие и доверие. В принципе, так оно и вышло — официальное трудоустройство, достаточно свободный график, “плюшки” и т.п. Это было здорово.

После расставления всех точек над “i”, я успокоился и устремился в рабочий процесс. В первый же месяц мне доверили разработку нового внешнего вида сайта компании. Т.е. с самого начала мне дали кисть и сказали: “Нарисуй фреску Секстинской капеллы, которую будут видеть все вокруг” — большая ответственность, но еще больший интерес. Я сразу же погрузился в работу, я вгрызся в нее зубами, и, как самый породистый корги, не отпускал хватку. В определенный момент переставал понимать где я, а где сайт — мы стали одним целым. Из-за моей увлеченностью процессом, пропустил появления второго менеджера в офисе. Это хорошая практика, что ты можешь полностью погрузится в работу, так как это говорит о хорошей рабочей атмосфере, которая нежно укрывает тебя пледом и наливает горячий какао, пока ты вовсю работаешь.

В середине моего испытательного периода на меня сваливается еще один проект. Это была разработка решения, по заказу одного из лидирующий на мировом рынке сервисов обмена криптовалют. Конечно же, я слышал о блокчейне и крипте, но никогда не имел с этим дело. Тут, как с запущенной в космос Теслой — вроде бы все очевидно, но остается еще много вопросов. Скажу честно, коленки задрожали, но не от страха, а от предвкушения. Многие бы сказали: “Фи, еще один проект сверху”, но мне не терпелось взяться за него, хотя знаний мне явно не хватало. К моему удивлению, мистер К. отнесся с пониманием к моим проблескам и оказывал максимальное содействие в их устранении.

Уже не стажер

К концу двухмесячного цикла была завершена основная стадия одного проекта, и в самом разгаре был второй, а офис уже был забит людьми, пришло время выносить вердикт. Начинал работать летом. Однако весьма символично, что оценочный этап выпал на осень — период перемен. Мистер К. пригласил меня на разговор.

Спустя 30 минут я сидел за рабочим столом, а вокруг вертелась офисная жизнь: слышен был клац клавиатур, гудение кондиционера, кто-то делал себе кофе. Лучи солнца проникали в светлое помещение сквозь огромные окна, которые со временем стали восприниматься как прозрачная стена, длинные дни уходили вместе с теплым летним ветерком, а я сидел за столом с довольным лицом, размышляя о том, как хорошо, что ответил на тот звонок.

Н.