Предыстория

Периодически мы пишем про наши рабочие процессы. Обычно это происходит после изменения подходов, инструментов или принципов. С последнего апдейта немного изменился каждый пункт из этой статьи. Часть изменений возникла путём ретроспектив и обсуждений, часть пришла из практики работы с иностранными заказчиками.

Это пост будет разделён на две части: в первой будет о ролях и принципах, во второй части расскажем непосредственно о процессах.

По-прежнему ключевое место занимает коммуникация. Между клиентом и менеджером, между менеджером и разработчиками, между разработчиками и клиентом. Т.е. мы уделяем этому больше всего внимания, хотя строгих правил на общение между участниками проекта нет. Есть довольно полно описанные роли и процесс.

Роли

Роли на проектах почти не изменились, только роль клиента мы разделили на две. Такое разделение возникло с активным вовлечением в проект заказчика внутри компании клиента. Заказчик не принимает ежедневное участие в проекте, как менеджер клиента, а присутствует на контрольных точках и принимает ключевые решения. Ещё немного обновили цели и задачи ролей.Как и ранее, один человек может совмещать несколько ролей.

  • разработчик
  • менеджер проектов
  • менеджер от клиента
  • заказчик от клиента
  • управляющий фирмой

Далее подробно про цели и задачи каждой роли.

Разработчик:

  • видеть свои задачи на итерацию
  • знать приоритет задач
  • понимать задачу полностью перед началом работы над ней
  • иметь возможность уточнить задачу у менеджера или клиента
  • знать где и как продемонстрировать результат

Менеджер проектов:

  • знать, что делают разработчики без их отвлечения
  • описывать задачи для разработчиков
  • иметь возможность синхронизировать содержание задач и их приоритеты с менеджером клиента и заказчиком проекта
  • проводить демо результатов итерации для менеджера клиента и заказчика проекта
  • понимать ожидания клиента и путь развития проекта до финишной точки

Менеджер клиента:

  • видеть прогресс работы над проектом
  • отвечать на вопрос менеджера и разработчиков
  • иметь возможность прокомментировать результаты работы
  • видеть план работы над проектом и контрольные точки
  • иметь возможность влиять на план в контрольных точках
  • иметь возможность напрямую обсудить ключевые изменения с заказчиком проекта

Заказчик проекта:

  • иметь возможность прокомментировать результаты работы
  • видеть план работы над проектом и контрольные точки
  • иметь возможность влиять на план в контрольных точках
  • иметь возможность обсуждать ключевые решения с остальными участниками проекта

Управляющий фирмой:

  • видеть общую картину работы по проектам
  • понимать текущую и планируемую нагрузку на фирму
  • иметь возможность изменять составы команд проектов, исходя из потребностей клиента и нагрузки на фирму
  • понимать, можно ли брать проект X в интервал времени Y

Принципы

Принципы тесно переплетаются с задачами и целями ролей. Точнее сказать, они являются следствием.

  • все участники проекта, как клиенты и заказчики, так менеджеры и разработчики, должны иметь возможность общаться и обсуждать задачи напрямую
  • работа с клиентом должна идти максимально открыто и честно
  • выстроенные коммуникации важнее, чем используемые инструменты
  • весь процесс работы должен стимулировать формирование доверия внутри команды и команды с клиентом
  • разработчики не только пишут код, но и вникают в суть и детали проекта, уточняют, предлагают, спрашивают
  • работа над проектом должна разбиваться на обозримые итерации
  • в конце каждой итерации должен быть видимый результат
  • клиент должен быть постоянно вовлечен в процесс и обеспечивать обратную связь

На этом первая часть поста завершается. В следующей части расскажем про сами процессы.