Предыстория
Периодически мы пишем про наши рабочие процессы. Обычно это происходит после изменения подходов, инструментов или принципов. С последнего апдейта немного изменился каждый пункт из этой статьи. Часть изменений возникла путём ретроспектив и обсуждений, часть пришла из практики работы с иностранными заказчиками.
Это пост будет разделён на две части: в первой будет о ролях и принципах, во второй части расскажем непосредственно о процессах.
По-прежнему ключевое место занимает коммуникация. Между клиентом и менеджером, между менеджером и разработчиками, между разработчиками и клиентом. Т.е. мы уделяем этому больше всего внимания, хотя строгих правил на общение между участниками проекта нет. Есть довольно полно описанные роли и процесс.
Роли
Роли на проектах почти не изменились, только роль клиента мы разделили на две. Такое разделение возникло с активным вовлечением в проект заказчика внутри компании клиента. Заказчик не принимает ежедневное участие в проекте, как менеджер клиента, а присутствует на контрольных точках и принимает ключевые решения. Ещё немного обновили цели и задачи ролей.Как и ранее, один человек может совмещать несколько ролей.
- разработчик
- менеджер проектов
- менеджер от клиента
- заказчик от клиента
- управляющий фирмой
Далее подробно про цели и задачи каждой роли.
Разработчик:
- видеть свои задачи на итерацию
- знать приоритет задач
- понимать задачу полностью перед началом работы над ней
- иметь возможность уточнить задачу у менеджера или клиента
- знать где и как продемонстрировать результат
Менеджер проектов:
- знать, что делают разработчики без их отвлечения
- описывать задачи для разработчиков
- иметь возможность синхронизировать содержание задач и их приоритеты с менеджером клиента и заказчиком проекта
- проводить демо результатов итерации для менеджера клиента и заказчика проекта
- понимать ожидания клиента и путь развития проекта до финишной точки
Менеджер клиента:
- видеть прогресс работы над проектом
- отвечать на вопрос менеджера и разработчиков
- иметь возможность прокомментировать результаты работы
- видеть план работы над проектом и контрольные точки
- иметь возможность влиять на план в контрольных точках
- иметь возможность напрямую обсудить ключевые изменения с заказчиком проекта
Заказчик проекта:
- иметь возможность прокомментировать результаты работы
- видеть план работы над проектом и контрольные точки
- иметь возможность влиять на план в контрольных точках
- иметь возможность обсуждать ключевые решения с остальными участниками проекта
Управляющий фирмой:
- видеть общую картину работы по проектам
- понимать текущую и планируемую нагрузку на фирму
- иметь возможность изменять составы команд проектов, исходя из потребностей клиента и нагрузки на фирму
- понимать, можно ли брать проект X в интервал времени Y
Принципы
Принципы тесно переплетаются с задачами и целями ролей. Точнее сказать, они являются следствием.
- все участники проекта, как клиенты и заказчики, так менеджеры и разработчики, должны иметь возможность общаться и обсуждать задачи напрямую
- работа с клиентом должна идти максимально открыто и честно
- выстроенные коммуникации важнее, чем используемые инструменты
- весь процесс работы должен стимулировать формирование доверия внутри команды и команды с клиентом
- разработчики не только пишут код, но и вникают в суть и детали проекта, уточняют, предлагают, спрашивают
- работа над проектом должна разбиваться на обозримые итерации
- в конце каждой итерации должен быть видимый результат
- клиент должен быть постоянно вовлечен в процесс и обеспечивать обратную связь
На этом первая часть поста завершается. В следующей части расскажем про сами процессы.